Интернет на службе адвокатуры

НОВАЯ АДВОКАТСКАЯ ГАЗЕТА № 8(169) 2014

Открыть статью в PDF-формате

Бесспорные правила адвокатской деятельности – соблюдение установленных законодательством процессуальных сроков и надлежащее оформление документов. Адвокатская практика также указывает на необходимость оперативного реагирования на полученную из судов и органов следствия информацию


Дополнительные средства связи


В повседневной практике использование мобильных телефонов и электронной почты практически вытеснило стационарные телефоны и факсимильную связь. Популярным стало также направление sms сообщений. Эти способы связи в настоящее время используют государственные и муниципальные органы, правоохранительные органы и суды.


Так, предметом исследования Пленума Верховного Суда РФ неоднократно были возможности использования в качестве дополнительных средств связи sms-сообщений судами общей юрисдикции, и постановлением Пленума от 9 февраля 2012 г. № 3 внесены изменения в некоторые предшествующие постановления (от 24 июня 2008 г. № 11, от 10 февраля 2009 г., от 17 сентября 1975 г. № 5, от 5 марта 2004 г. № 1, от 5 декабря 2006 г. № 60, от 11 января 2007 г. № 1, от 23 декабря 2008 г. № 28, от 10 февраля 2009 г. № 1).


На официальном сайте Челябинского областного суда еще 13 апреля 2012 г. была размещена, затем 5 декабря 2012 г. обновлена информация о том, что в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. № 3 в качестве дополнительных средств связи для оповещения участников судебных заседаний о месте, дате и времени рассмотрения дела в Челябинском областном суде начали применять передовую процедуру извещения участников судопроизводства путем sms-сообщений как альтернативу почтовым уведомлениям. Более того, в обязательном порядке у участников процесса отбирают расписку установленной формы с указанием номера мобильного телефона и адреса электронной почты.


Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2012 г. № 35 «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов» доступ к данной информации «обеспечивается посредством ее размещения в сети Интернет, осуществляемого в соответствии с Положением по созданию и сопровождению официальных интернет-сайтов судов; Регламентом размещения информации о деятельности судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества, системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в сети Интернет; Регламентом организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте суда общей юрисдикции».


Следует отметить, что 8 ноября 2013 г. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ вынес постановление № 80 «Об утверждении Порядка подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в элек-тронном виде» (ранее действовал приказ ВАС РФ от 26 апреля 2011 г. № 42, регламентировавший порядок подачи электронных файлов и документов путем заполнения установленных форм на официальном сайте суда).


Особенности направления документов по электронной почте


Однако по-прежнему немалой проблемой для адвоката является осуществление переписки традиционным способом: направление корреспонденции заказными письмами через почтовые отделения. Неоправданные затраты времени послужили для меня причиной определенной инновации: организации двух этапов принесения в суд документов.


Технология первого этапа весьма проста: составленный адвокатом документ изготавливается на бумажном носителе, подписывается и заверяется печатью адвокатского образования, после чего сканируется и направляется адресату по интернету на адрес электронной почты районного суда. Таким же образом направляется копия ордера, подтверждающего право адвоката на представительство интересов доверителя в судебной инстанции.


Обязательное правило: качество направленного электронного образца документов в общепринятых форматах должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты. Поскольку на странице электронной почты отражается информация об адресанте, составленный и направленный адвокатом документ обладает всем необходимым и достаточным набором признаков.


Конечно, возникает вопрос идентификации участников информационного взаимодействия, в данном случае адвоката, обратившегося к суду способом, не предусмотренным в регламентирующих деятельность суда документах. Действующее законодательство не позволяет подписывать направляемые в суд процессуальные документы даже с помощью средств механического копирования, например факсимиле, хотя этот способ нередко используется при документообороте между юридическими лицами. Получение судом сканированного электронного образца документа является подтверждением намерения адвоката своей апелляционной жалобой инициировать рассмотрение дела в суде вышестоящей инстанции либо позволяет своевременно уведомить суд о грядущем заявлении надлежащим образом оформленного ходатайства.


Проявляя уважение к изобретателям телеграфных аппаратов Морзе и Юзу, также отмечу, что современные стандарты факсимильной связи не только обеспечивают передачу изображения, сопоставимого с оригиналом, передавая ее в течение нескольких минут, но и позволяют гарантировать конфиденциальность представленной в виде документов информации. Однако возможность направления электронного письма любому адресату в течение секунд теснит упомянутый способ обмена информацией.


Кстати, условия были созданы самим судом, поскольку на официальном сайте указываются адреса электронной почты всех районных судов. Описанный способ взаимодействия не противоречит складывающейспрактике общения между государственными учреждениями и гражданами. Более того, постепенно законодательство приближается к реалиям сегодняшнего дня.


Например, в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о деятельности судов предоставляется не только на почтовый адрес, но и на адрес электронной почты или номер факса, а также по номеру телефона, по которому можно связаться с направившим запрос пользователем информацией.


Это созвучно Федеральному закону от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в ред. от 29 июня 2010 г. № 126-ФЗ; от 27 июля 2010 г. № 227-ФЗ; от 7 мая 2013 г. № 80-ФЗ; от 2 июля 2013 г. № 182-ФЗ), который позволяет не только принимать запрос, но и запрашивать (в том числе в электронной форме) необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц. В этом случае ответ на обращение заявителя, поступившее в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.


Данный способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально используются информационные технологии, принято называть электронным правительством. Концепция его формирования одобрена Распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 632-р и незначительно изменена Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 721 «О внесении изменений в федеральную целевую программу “Электронная Россия” (2002–2010 годы)».


Второй этап направления адвокатом документа традиционным способом – почтовым отправлением – в этом случае является дополнительным, хотя на сегодняшний день обязательным. Именно поэтому я ввел в практику направление в суд документов с приложением электросветографической копии чека контрольно-кассовой машины «Почты России», подтверждающего отправление заказного письма. Нелишним является также извещение аппарата суда по телефону с оформлением информации в виде телефонограммы. Как вариант возможно и достижение договоренности о доставке подлинника документа в суд лично для приобщения непосредственно в судебном заседании.


Кроме того, в качестве документального подтверждения направления адвокатом письма по электронной почте я практикую распечатку страницы со своей электронной почты, поскольку на ней отражаются сведения об адресате и адресанте, сопроводительные надписи, а также время и дата отправления, перечислены приложения и изображены их миниатюрные копии.


Законные основания


Справедливости ради необходимо отметить, что при обращении адвоката по электронной почте в течение 3 лет ни в одном случае в судах Челябинской и Свердловской областей проблем не возникало.


Тем не менее судья может отказать в принятии к рассмотрению жалобы либо ходатайства адвоката в форме электронного документа по формальным основаниям. Так, ст. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 УПК РФ» гласит: «В тех случаях, когда жалоба не содержит необходимых сведений, что препятствует ее рассмотрению (например, отсутствуют сведения о том, какие действия или решения обжалованы, жалоба не подписана заявителем, полномочия защитника или представителя заявителя не подтверждаются соответствующими документами), жалоба подлежит возвращению заявителю для устранения недостатков с указанием в постановлении причин принятия решения и разъяснением права вновь обратиться в суд».


Таким образом, результативность связи путем электронных писем напрямую зависит от позиции конкретного судьи, поскольку творческий подход адвоката может столкнуться с косностью многовекового общения с помощью бумаги. Отсутствие в суде оригинала документа может быть расценено судом как ненадлежащее оформление, поскольку не усматривается подлинная рукописная подпись заявителя.


К слову, судом общей юрисдикции бесспорно принимаются к рассмотрению копии документов от органа следствия, включая копию ордера адвоката, при обращении с ходатайствами о продлении срока содержания обвиняемого под стражей или ограничении срока ознакомления с материалами дела обвиняемого и его защитника.


До разрешения вопроса идентификации заявителя, в данном случае адвоката, и возможности рассмотрения судом его обращения необходимо определиться с признанием электронного документа подписанным заявителем. В качестве дополнительного определяющего признака, невзирая на изготовление обращения на бланке с указанными реквизитами адвокатского образования, перед сканированием документа я в обязательном порядке заверяю свою подпись печатью.


Конечно, в перспективе можно вести речь о возможности скрепить документ электронной цифровой подписью, как предусмотрено Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи». В этом случае идентификация адвоката будет происходить через использование им уникальной, защищенной специальными программными средствами электронной цифровой подписи.


Порядок использования усиленной квалифицированной электронной подписи нотариусом уже предусмотрен ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 2013 г. № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для совершения нотариальных действий с электронными документами и передачи сведений в единую информационную систему нотариата.


 





Научные публикации адвоката